Слободан Милошевич - навеки Президент Югославии

Сербия земная и небесная

 

Главная
Новости
Гаагский процесс

Он был героем...Биография
Выступления Фото

Венец памяти
Статьи
Акции
Искусство

Общение

Гостевая
Форум
Ссылки

Сербия, Косово

Rambler's Top100

 

 

 

 


«А мы, сербы… судьбой предопределённые быть Востоком на Западе и Западом на Востоке и принимать над собой только Царствие Небесное, а на земле – никого!»
Св. Савва Сербский


В сентябре 2006 года мне довелось участвовать в работе конференции по теоретической и математической физике, которая проходила в Белграде. Своими впечатлениями от случайных встреч, посещения храмов и монастырей мне захотелось поделиться. Эти заметки – попытка увидеть Сербию изнутри, понять этот родной нам по вере народ.

НЕМНОГО ПРЕДЫСТОРИИ

Один мой знакомый, который принимал активное участие в акциях в защиту Сербии 1999 года и даже пострадал от наших доблестных правоохранителей, перед моим отъездом в Белград просил: «Поклонись от меня этой стране и этому народу». Страшная война, развязанная «борцами за свободу», кидавшими бомбы с надписью « Happy Easter !» («Счастливой Пасхи!»), чувствовалась в Москве совсем рядом. Мы были бессильны помочь нашим братьям чем-либо, кроме молитвы. Более того – нам отчётливо давалось понять, кто в доме хозяин, и что будет с теми, кто посмеет ослушаться. Крестные ходы, молебны, панихиды об убиенных, демонстрации у залитого зелёнкой и йодом американского посольства, Кирилло-Мефодиевские чтения, посвящённые Сербии, в МГУ – вот атмосфера того времени.

Война проиграна, остаток Югославии распался на Сербию и Черногорию, Милошевич отравлен в Гаагу, российские войска, с ликованием встреченные сербами, выведены из Косово, более сотни храмов разрушено, доступ в Косовский край затруднён и для самих сербов. Пару раз, впрочем, мне встречались те, кому в последние годы всё же удалось побывать в Печской Патриархии или Высоких Дечанах – сербских святынях, находящихся на территории Косово. Поэтому я ехал в Сербию с некоторым комплексом вины перед её народом: ведь это наша власть, которую мы избрали, предала его. Тем сильнее меня поразила незлопамятность и любовь, которую я встретил по отношению к нам, россиянам.

«РОССИЯ – ПРЕЖДЕ МАТЬ, А НЫНЕ – МАЧЕХА»

Полдень, Белград, центральная улица – Кнез-Михайлова, что-то вроде нашего Старого Арбата. Моё внимание привлекает портрет нынешнего президента России на стене рядом с какими-то лозунгами. Напрягая свои лингвистические способности, читаю: «Россия – прежде мать, а сейчас – мачеха». Подхожу, под этим плакатом сидит пожилой серб, спрашиваю, что это такое. Узнав, что я из России, он очень радуется, переходит на русский: «Я очень люблю Россию и русских. Но то, что сделал ваш президент, мы не можем понять. Когда был юбилей Победы, он вручал медали за вклад в борьбу с фашизмом лидерам разных стран, в том числе хорватскому президенту Стипе Месичу, который даже не извинился за преступления хорватских гитлеровцев-усташей перед русским и сербским народами. А сербскому народу медаль вручена не была, несмотря на то, что в 1941 году мы ответили Гитлеру: «Болье гроб, него роб (Лучше могила, нежели рабство)», и «Болье рат, него пакт (Лучше война, чем договор)». Сербы сражались на той войне и умирали за Россию, потому что не могли умереть дважды – и за Россию, и за Сербию».

Я горестно вздыхаю, прошу прощения за В.В.Путина, и со словами "Живела Србия!" (Да здравствует Сербия) подписываю обращение к российской Думе о восстановлении исторической справедливости. И слышу в ответ «Живела Русия и Србия заедно!»

СТУДЕНИЦА

Подъезжая к древнему монастырю Студеница, расположенному примерно в 250 км к югу от Белграда, я пытаюсь узнать обратное расписание местного автобуса. Хотя меня, говорящего на дикой смеси русского, церковнославянского, сербского и украинского вроде бы понимают, на помощь – по-французски и по-английски – спешат прийти сидящие в том же автобусе супруги Радован и Ольга Таловичи, сербы, прожившие всю свою взрослую жизнь в Канаде. Сначала они просто в ужасе – как так, иностранец едет в сербском автобусе, где водитель не говорит ни на одном из европейских языков. Потом, когда они узнают, что я из России, приходят в восторг и переходят на смесь из сербского и английского. Ольга Талович родилась и выросла неподалёку, в Кралево, и сейчас, выйдя на пенсию и поселившись на родине, посещает свои святыни.

Проходим с ними в монастырскую церковь Пресвятой Богородицы, построенную в конце XII в. Мы рассматриваем уникальные фрески, которые искусствоведы считают лучшими для этого периода развития средневекового искусства во всей Европе, и Ольга не устаёт повторять мне: «Смотри, Андрей, какие ангелы и сколько их!» А над входом в храм – редкий для православной традиции резной барельеф, изображающий Пресвятую Богородицу и двух ангелов. Это не единственный элемент западно-христианского искусства, который мне встретится в Сербии. Древние сербские церкви чем-то напоминают одновременно и суровые романские храмы Италии и Франции, и византийские базилики, а нынешний кафедральный собор Белграда совсем неотличим от европейских барочных храмов. А на Литургии во время преложения Даров в алтаре принято звонить в пронзительный колокольчик, как у католиков.

В церкви Пресвятой Богородицы почивают мощи трёх сербских святых: великого жупана (князя) св. Стефана Немани, основателя королевской династии Неманичей, позднее принявшего монашество в Студенице и известного ныне как прп. Симеон мироточивый, св. прп. Симона (короля Стефана Первовенчанного) и св. Анастасии, матери св. Саввы, архиепископа Сербии. Св. Савва занимает особое место в духовной сфере Сербии. Будучи отпрыском великокняжеской династии, он совершал иноческое служение в Студенице (которая благодаря ему становится духовным центром Сербии) и на Афоне, а затем был призван к епископскому служению. Сотрудник монастыря, работающий в церковной лавке, рассказывает мне, что обитель до сих пор живёт по уставу, написанному св. Саввой. Монастырь и сейчас сохраняет своё значение в церковной жизни Сербии, в нём 10 человек братии и 10 послушников, есть и работники-миряне.

Говорим с Ольгой о той войне, она мне рассказывает о мощном протесте, который был поднят там, по другую сторону океана, и не только сербами по происхождению, о книге со свидетельствами очевидцев тех событий, которые она собирала. Я снова вынужден извиняться за то, что совершило, а точнее – не совершило наше правительство в той ситуации. Понимаю, что на меня лично сербы не в обиде, да и на Россию, по большому счёту; за неделю, проведённую в Сербии, мне ни разу не случалось слышать упрёки в том, что «Россия нас предала», но отнесём это на счёт незлопамятности сербов, ибо наши власти сербов всё-таки предали.

На обратной дороге меня подвозит до города сербское семейство, также совершавшее поездку в монастырь. Отец говорит по-русски, детям легче со мной общаться по-английски. Другие попутчики, с которыми еду до Кралево, тоже неплохо говорят по-русски. Расспрашиваю про косовские монастыри, один из моих спутников даже умудрился побывать в Грачанице, другой – в Высоких Дечанах, что редкость по нынешним временам.

КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА

Св. Савва стал первым архиепископом Сербской Православной церкви после дарования ей автокефалии в 1219 году. Это обеспечило бурный церковный рост в Сербии, и Жичский монастырь был основан как резиденция сербских архиепископов. Здесь же он помазал на царство своего брата (вошедшего в историю под именем короля Стефана Первовенчанного, а в святцы – как св. прп. Симон), принявшего в конце жизни, как и его отец, великий жупан Стефан Неманя, иночество. Поэтому Жича для сербов может сравниться с такими нашими национальными святынями, как Успенский собор в Кремле. Позднее монастырь немало претерпел от монголов, турок и немцев. Св. Николай Велимирович, также бывший епископом Жичским, сказал в концлагере Дахау, когда узнал о разрушениях в монастыре, на восстановление которого он положил немало сил и труда: «Вся слава монастыря Жича в его страдании за народ и с народом».

Последняя бомба упала в 200 метрах от Жичи несколько лет назад во время косовской войны…

Разговорился возле церковной лавки с паломником Александром. Он хорошо знает русский, даже поёт мне «Степь да степь кругом…», и я из вежливости подпеваю ему, при этом озираясь – не будет ли нам нагоняя от монахинь за светские песни на монастырском дворе. Рассказывает, что изучал в своё время по-русски нашу классику, читал «Евгения Онегина», «Медного Всадника». «…И «Капитанскую дочку», – добавляет безо всякого акцента проходящая рядом монахиня.

Возвращаюсь из Жичи в соседний город Кралево, чтобы ехать в Белград. Жду автобус, и тут вдруг останавливается автомобиль Рено образца 50-х годов, разваливающийся на ходу, из него мне машет рукой трудник Жичского монастыря Любеш, с которым я разговорился, покупая иконы. В рабочие дни он работает в городе инженером-геодезистом, а по выходным помогает монастырю.

СТУДЕНТЫ БОГОСЛОВИЯ

Отправляясь на так называемый сербский Афон – Фрушка-Гору, на которой находятся 12 монастырей, мы (я и трое моих друзей-физиков, приехавших из Москвы) зашли в приходской дом храма св. Саввы в Белграде. Мы хотели расспросить кого-нибудь о том, в какие из монастырей Фрушки легче попасть на автобусе, и на наше счастье нам попался очень толковый парень Предраг, несущий разные послушания при храме. Он рассказал нам, как добраться до известных монастырей Крушедол и Великий Ремет, а под конец спросил: «Значит, вы студенты из России, а что вы изучаете? Богословие?»

Мы попали в один из этих монастырей, Великий Ремет. Служба там идёт частично на славянском с непривычным для русского уха сербским произношением, на сербском языке читаются ектеньи и псалмы, Апостол и Евангелие. Церковное пение в Сербии ближе скорее к русскому, нежели к греческому. Заметил, что, входя в храм, сербы обязательно целуют стены храма или один из столпов врат церкви. Интересно, что помазание елеем бывает у них перед Литургией. После богослужения сербы не подходят ко кресту, как принято у нас, вместо этого священник выносит корзину нарезанных просфор и раздаёт всем. Мне очень понравилось, что Литургия там служится с открытыми Вратами, и даже завеса не задергивается на время Причащения священников.

Разговорились с послушником в церковной лавке. Он был очень рад паломникам из России, даже предлагал предоставить нам машину до Белграда, но в итоге возвращаемся своим ходом. На обратном пути замечаю граффити на указателе к монастырю Великий Ремет: «Живе Ратко Младич»…

МИЛОШЕВИЧ И ВОЙНА

В ответ на вопрос – «Кто и что для вас Милошевич?» – я слышал много разных мнений. Наш водитель Драган по прозвищу Шумахер, возивший нас на заседания конференции каждый день, сказал мне как-то: «Милошевич был, без сомнения, сильным и выдающимся лидером. Он смог пробудить нацию, пробудить национальное самосознание. При коммунистах мы не отличали друг друга, кто католик, кто православный, кто хорват, кто серб, кто албанец. Но ошибка Милошевича была в том, что он, пробудив силы нации, не смог направить их по правильному пути, для созидательного развития – строить экономику, науку, образование. Милошевич пошёл по агрессивному пути. Те, кто участвовали в войнах при Милошевиче, сейчас выброшены из нашего общества, они не имеют статуса участников боевых действий».

Другой мой собеседник, студент Крсто (сербское правописание допускает такое стечение согласных), с которым мы познакомились в автобусе на обратном пути из Кралево в Белград, восхищается им и говорит, что «Милошевич делал единственно правильное и нужное дело в данной ситуации – отстаивал право сербского народа на независимую политику и принадлежащие ему земли. Смерть его в Гааге была очевидным убийством с целью устранения свидетеля, так как никто на гаагском процессе не мог доказать никаких приписываемых ему преступлений».

...Единственное, что напоминает в Белграде о военных действиях, – руины одного здания в правительственном квартале – мне запретил фотографировать некий господин с автоматом, поэтому читатели «Логоса» увидят исключительно благостные фотографии.

По легенде, перед битвой на Косовом Поле св. царю Лазарю было видение от Господа. Ему был предложен выбор – Царство Небесное и царство земное, и он выбрал первое. Перед сражением во всех храмах Сербии прошла Литургия. Поражение при Косово привело к краху всей сербской государственности. Но внешнее поражение было в то же время и внутренней победой, давшей силу сербам перенести иго мусульман и коммунистов. Не знаю, как истолковать поражение в войне с Америкой, но кто знает, не лежит ли оно в числе событий, подобных Косовской битве.

«УКАЖИ МНЕ ПУТЬ, ПО КОТОРОМУ МНЕ ИДТИ» (Пс. 142:8)

В Библии (кн. Товии) есть образ: человек путешествует куда-то по своим делам с самым обычным спутником, а под конец пути ему открывается, что его сопровождал а нгел Божий. Мне порой казалось, что мой путь устраивался таким замечательным образом – в смысле автобусных расписаний, попутных машин и хорошей погоды – не иначе как чьим-нибудь очень усердным молитвенным заступничеством. Встреченные же по дороге сербы казались, скорее, ангелами, потому что от случайно попавшихся людей никогда не встречал такого внимания и теплоты в России.

Андрей ЗАЯКИН, аспирант физфака МГУ

Взято с сайта журнала "Православие и мир", http://www.pravmir.ru/


Главная         Биография         Статьи            Акции           Искусство           Форум         Гостевая        Ссылки            

 

Сайт создан в системе uCoz