Загадки югославской войны |
||
|
Загадки и несуразности начинаются с самого первого вопроса - о количестве и качестве югославских ПВО.
Стоит сказать, что западные СМИ долгое время муссировали слухи о наличии
у югославов нескольких Наиболее активно западные средства массовой информации обвиняли Россию в поставке Югославии ЗРК С-300. Впервые информация об этом появилась в немецком журнале "Шпигель" в конце весны - начале лета 1999 г. Практически сразу генерал Л.Г.Ивашов, в то время - заместитель начальника Генерального штаба МО РФ, отверг любые обвинения. Действительно, в условиях блокады поставка ЗРК такого размера была попросту невозможна. А история с этими комплексами такова. Один из офицеров украинской армии, сейчас вышедший в отставку, по своей инициативе (!) провёл операцию по дезинформации западных СМИ. В одной из частей ПВО Украины на ЗРК С-300 были нанесены югославские знаки различия, а солдаты переодеты в югославскую форму. Дезинформация, подтвердить которую должны были сделанные фотографии, распространилась через западные информационные агентства. В результате аналитические отделы НАТО долгое время находились в достаточно затруднительном положении, ища "черную кошку в темной комнате".
Тем не менее, части ПВО армии СРЮ смогли оказать достойное сопротивление
и без С-300. Они использовали тактику, разработанную советскими
зенитчиками. Она заключается в постоянном маневре ЗРК с выходом на
огневые позиции к моменту, когда появление противника наиболее вероятно.
Этот прием, оправдавший себя даже в пустынной местности (Египет 1969 -
70 гг.), оказался еще более эффективным в Оценивая свои силы реально, югославский генштаб поставил задачу ПВО просто нанести авиации альянса максимально возможный ущерб. Отметим, что практически все сбитые самолёты НАТО записали на свой счёт не ВВС, а ПВО СРЮ. Причём эффективно действовали не только ЗРК, но и расчёты зенитной артиллерии. К примеру, 15 апреля расчет зенитной пушки L70 "Бофорс" во главе с лейтенантом Здравко Банковичем сбил над Подгорицей немецкий "Торнадо" и французский "Мираж" 2000. Интересно, что несмотря на достаточно легкое повреждение самолёта, вполне позволявшее вернуться на свою базу, французский лётчик запаниковал и катапультировался.
Командование ВС СРЮ в первые дни операции использовало активные и
пассивные средства системы ПВО минимально, что явилось неожиданностью
для командования НАТО и позволило сохранить основной С началом войны американские пропагандисты совершили несколько грубых ошибок, которые показали, что СМИ, мягко говоря, не освещают все аспекты воздушной войны.
26 марта над Боснией подполковник Слободан Перич сбил американский
F-15E, после чего сам был сбит другим "Иглом". Было решено представить
общественности не один сбитый МиГ, а два. В результате после
телевизионного репортажа, западные же эксперты опознали в обломках
одного из "МиГов" родной F-15. С началом войны все самолеты были зачислены в состав ВВС и получили новые номера: МиГ-23МФ стал 23269, а "21"-е - 21196, 21204, 21285 (к сожалению, четвертый номер автору неизвестен). По всей видимости, даже такие машины пригодились в войне против НАТО. В ходе воздушной войны над Югославией известен даже случай тарана. Командир 241-й легкобомбардировочной эскадрильи полковник Живота Дьюрич - пилот подбитого ракетой в ближнем бою штурмовика J-22 "Орао" - направил горящую машину на пару натовских самолётов и врезался в один из них.
Несмотря на громадное превосходство авиации НАТО, ВВС СРЮ всё же смогли
провести две успешные операции. Причём патриотический подъём был
настолько высок, что лётчики по собственной инициативе,
26 апреля подобная операция была проведена с базы Голубовцы под
Подгорицей. Два штурмовика G-4 "Супер Галеб" (по другим данным их было
четыре) пересекли албанскую границу и атаковали базу Ринас,
Косвенно факт налета подтвержден действиями американцев. До 18 апреля
НАТО старалось не трогать Черногорию, рассчитывая позже инициировать её
отделение от Сербии. Но в один день отношение резко Именно после 26 апреля командование НАТО отказалось от использования "Апачей" в Косово. Хотя официальная причина сформулирована следующим образом: "вертолеты оказались совершенно непригодными для ведения боевых действий в горно-лесистой местности и быстро меняющихся погодных условиях". Потерю вертолетов скрыть оказалось невозможно и несколько машин были списаны как "разбившиеся в учебных вылетах". Что это - совпадение или все же налеты имели место?
Еще одной "интересной" небоевой потерей НАТО стал транспортный
"Геркулес" Королевских ВВС, разбившийся над Албанией 14 июня. Было
заявлено, что самолет с грузом гуманитарной помощи разбился "ввиду
плохих погодных условий". Но осенью того же 1999 года в британских СМИ
появилась информация, что на борту была группа SAS (Special Air Services),
направлявшаяся на аэродром Слатина, рядом со столицей Косово Приштиной,
что бы опередить русских десантников, направлявшихся туда из Боснии. В
свете этих данных версия крушения самолёта становится сомнительной. Но
на вопрос кто же его сбил (и К слову, после того как Русбат занял Слатину, из подземного ангара поднялись 123-я и 124-я иаэ 83 иап ВВС СРЮ, укомплектованные, "давно уничтоженными" по сводкам НАТОвских генералов, МиГами-21 и направились в сторону Сербии. По словам многих очевидцев, реальное состояние ВВС Югославии буквально вызвало шок у многих натовских экспертов, считавших их полностью уничтоженными, а выживший личный состав деморализованным.
В заключение стоит сказать, что обе стороны конфликта до сих пор
отказываются признать большую часть собственных потерь. Причём, если
Альянс просто отрицает потерю 61 самолёта, 7 вертолётов, 30 Напоследок еще одно замечание: все же потери югославских ВВС на земле были минимальными: после переговоров в Рамбуйе практически вся авиация была передислоцирована в подземные укрытия, а на ВПП и даже на шоссе были размещены тщательно выполненные макеты МиГ-29 и МиГ-21, производство которых было поставлено на поток. В целом, в который раз приходится с сожалением констатировать, что правду об этой войне мы вряд ли скоро узнаем...
__________________ Список использованной литературы: НВО № 11,12,14,19,21,23,37,46/1999 и 4/2000 Гуськова Е.Ю. История Югославского кризиса (1990-2000 гг.), М. 2001 г Васильева Н. & Гаврилов В. Балканский тупик?, М. 2000 г Venik's aviation web-site Ilustrovana politika 1.6.1999 Jane's Defense Weekly April 1999 The Sunday Times (UK) October 24 1999 KFOR Handbook. A field-ready reference publication, July 1999 Горячев Илья
http://artofwar.ru/r/rassypuha/text_0450-1.shtml и
http://vojnik.org/jugvvs.htm
|