Сербская программа документальных |
||
|
Фильм Бане Милошевича «Косово. Погром без конца» прошел в рамках специальной программы «Кинематографисты против террора». Картина собрана из документальной хроники, снимавшейся автором в течение последних лет, поэтому дает всеобъемлющую картину осквернения, разрушения древних церквей и монастырей, убийств сербского населения в Косове – святой земле сербов, исхода их из края. Зрители видят, как албанец на куполе церкви раскачивает крест, попирает его и сбрасывает на землю. Как оплакивают и хоронят убитых сербов. Как вяло наблюдает за происходящим KFOR. Фильм показывает, как горят сербские дома; а возбужденная ненавистью толпа ударяет ногами по машинам тех, кто под ее злорадное улюлюканье уезжает навсегда из Косова. Финал открыт, как остается открытой тема уничтожения сербского присутствия в крае. Фильм «Искусство дирижирования» Драгомира Зупанца представляет собой мастер-класс известного русского дирижера Геннадия Дмитряка, который он дал в Летней духовной академии в сербском монастыре Студеница. Молодые дирижеры учатся руководить духовным хором. Главный инструмент дирижера – руки, и если он в должной мере владеет этим инструментом, то может творить удивительные вещи – это и показано в ленте. Картина «В поисках счастья» (реж. Анита Панич) затрагивает болезненные проблемы одиноких матерей и отцов. Они объединились в ассоциацию, чтобы вместе переносить жизненные испытания. «Страна живых» (реж. Даница Очимович) повествует о том, как излечивают от наркомании в монастыре. Фильм «Солнце и колючая проволока» (реж. Симо Брдар) – это рассказ пожилой сербской женщины о своей жизни, представляющей собой квинтэссенцию горя и смирения – она ослепла, будучи совсем юной, в концлагере Ясеновац во время второй мировой войны. Хорватские усташи пытали узников, заставляя их часами смотреть на яркое солнце или подставлять широко открытые глаза под проливной дождь, и глаза у героини фильма просто вытекли – она предстает перед нами в темных очках. Режиссер (он же и директор Мемориального комплекса Ясеновац), выступая перед журналистами, сказал, что этой картиной он пытался найти ответ на вопрос: кто же такие все мы, если человек в такой ситуации живет один, предоставленный сам себе. Солнце – источник жизни и радости для всего живого – стало для героини фильма причиной мрака и одиночества. А проволока – символ неволи – протянутая через двор дома старушки, служит для нее опорой – держась за проволоку, женщина ориентируется в небольшом жизненном пространстве и не является ни для кого обузой. С кроткой улыбкой она говорит, что ей не скучно жить – она может слушать радио. Телевизионный фильм «В начале было Слово» (реж. Бошко Савкович) повествует об истории и приключениях, выпавших на долю самой древней сербской книги – Мирославова Евангелия XII века. Во время войн и исторических катаклизмов эта важнейшая для сербской нации реликвия оказывалась на грани уничтожения, передавалась из страны в страну, но все-таки была спасена и найдена с немалым трудом. Уникальное факсимильное издание книги было представлено режиссером перед просмотром. Кисловодск, 31 мая, Благовест-инфо http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=13862
|