Сайт Памяти Слободана Милошевича

Сербии грозит полная утрата Косово

 

Главная
Новости
Гаагский процесс

Он был героем...Биография
Выступления Фото

Венец памяти
Статьи
Акции
Искусство

Общение

Гостевая
Форум
Ссылки

Слободан Милошевич - навеки Президент Югославии

 

Rambler's Top100

 

 

 

 

 


В Совете Безопасности ООН начался очередной раунд переговоров о судьбе сербского автономного края Косово и Метохия. Минувшей весной Россия отвергла так называемый план Ахтисаари, по которому Косову фактически предоставляется независимость, хотя и под временным международным контролем. Россия заявила, что не поддержит этот план при голосовании в СБ ООН, а потому во избежание возможного вето рассмотрение вопроса было перенесено.

ЗА ЭТО ВРЕМЯ проводились дополнительные консультации, по настоянию российской стороны миссия ООН посетила Косово, дабы воочию убедиться, насколько исполняется там резолюция 1244 Совета Безопасности ООН, регулирующая нынешний статус края. Напомним, что с июня 1999 года, когда после 78 дней массированных натовских бомбардировок югославские войска и полиция покинули Космет, край де-факто не контролируется Белградом. За те восемь лет, что край находится под контролём гражданских международных миссий, а также военных и полицейских сил, его покинуло почти всё неалбанское население. Немногие оставшиеся там сербы живут по существу в гетто, не имея возможности свободного передвижения и гарантированной безопасности.

То есть резолюция 1244 в той части, где гарантировалось создание мультиэтнического общества и соблюдение прав граждан всех национальностей, не исполняется. Естественно, Югославии, а впоследствии Сербии так и не разрешили ввести на территорию края ограниченные контингенты армии, пограничных сил и полиции, хотя резолюцией это предусматривалось.

Однако юридически резолюция 1244 подтверждала, что Косово и Метохия является неотъемлемой частью Сербии. Именно это и не устраивает албанцев, ныне составляющих абсолютное большинство в крае. Фактически «независимость под международным контролем» у них уже имеется. И контроль этот для них, судя по всему, отнюдь не обременителен. Только этим можно объяснить события марта 2004 года, когда в результате антисербских погромов множество ещё оставшихся к тому моменту сербов вынуждены были бежать из Косова. За прошедшие годы практически никто из них не рискнул вернуться на родную землю.

Похоже, Запад такое положение беспокоит не особенно. По крайней мере, ни работа последней наблюдательной миссии в крае, ни переговоры не изменили отношения Евросоюза и США к необходимости скорейшего предоставления Косову независимости. В СБ ООН от США, Франции и Великобритании поступил новый проект резолюции, который практически повторяет план Ахтисаари. Единственное небольшое отличие заключается в том, что Белграду и Приштине предоставляется возможность ещё три месяца вести переговоры после принятия резолюции. Если же по истечении этого срока компромисса найдено так и не будет, решение о независимости вступит в силу автоматически. В том, что на таких условиях никакой компромисс невозможен, сомневаться не приходится. Поэтому Россия и настаивает на том, что решение нельзя принимать вопреки воле одной из сторон, переговоры не следует ограничивать некими сроками, а в противном случае грозит наложить вето и на видоизменённый план независимости по Ахтисаари.

Но независимости «де-факто» косовским албанцам уже мало. Они постоянно заявляют, что устали ждать официального провозглашения Косова государством. Причем «усталость» эта выражается в своего рода ультиматумах, предъявляемых мировому сообществу. Так, после встречи президентов Путина и Буша, где среди прочих должен был обсуждаться и косовский вопрос, премьер-министр края Агим Чеку (объявленный Сербией в международный розыск за военные преступления против сербов) заявил, что «если в Совбезе ООН не будет достигнут прогресс в вопросе по независимости Косова, то Приштина будет вынуждена действовать». Запад же, по словам Чеку, может потерять доверие албанцев, поскольку плохо-де противодействует «русскому сопротивлению независимости». «Мы бы предпочли дипломатический путь, но если увидим, что это безнадежно, тогда будем действовать иначе», — заявил Чеку, недвусмысленно намекая на возможность повторения погромов 17 марта 2004 года.

Надо сказать, что эти завуалированные угрозы и явные ультиматумы косовских албанцев оказываются весьма эффективными, ибо действуют на западную дипломатию в нужном для албанских сторонников независимости края направлении. Что касается американцев, это неудивительно. «Бондстил», их военная база в Косове, в настоящее время является самой большой в Европе. Естественно, куда как проще и удобнее держать свои войска в среде доброжелательно настроенного местного населения. А терроризм, преступность, наркоторговля, контрабанда, европейским центром которых стало нынешнее Косово, американцев не сильно беспокоят, ибо находятся они от этого центра далеко, за океаном.

Что касается Европы, то, казалось бы, она должна относиться к решению проблемы гораздо более адекватно, исходя из собственных интересов, среди которых вряд ли найдётся место распространению терроризма и наркотиков. Более того, некоторые европейские страны сами имеют проблемы с сепаратистами. И признание независимости Косова может лишь усугубить их.

Однако Евросоюз выступает за независимость Косова так же решительно, как и США. Как заявила представительница Евросоюза Кристина Галяк, «ЕС возьмёт ответственность на себя и примет решение о Косово самостоятельно, если Россия будет упорствовать со своим «нет». В интервью белградским «Вечерним новостям» она сказала, что в этом случае ЕС будет искать поддержку у СБ ООН: «Россия защищает свои позиции и имеет свой интерес, чтобы это делать. Но Косово — это европейский вопрос. Мы поставили Москву в известность, что заинтересованы в решении этой проблемы и рассматриваем её как свою. Будущее Балкан зависит от Европы, а не от России».

Собственно говоря, неясно, как госпоже Галяк удалось запамятовать простой географический факт, что и Россия является европейским государством. И, повторимся, трудно обнаружить очевидные выгоды для Европы от провозглашения независимости Косова, между тем как отрицательных сторон у такого решения немало. Впрочем, одна выгода всё же имеется — это освобождение от ответственности ряда политиков и функционеров НАТО и Евросоюза, повинных в трагических событиях на Балканах. В связи с этим неудивительно, что нынешний генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер называет план Ахтисаари «справедливым, основательным и исчерпывающим базисом для решения Совбеза ООН». Но можно ли назвать такую выгоду общеевропейской, а главное, гарантирующей стабильное будущее Балкан и Европы в целом?

ЧТО КАСАЕТСЯ России, как-то незаметно, что она активно отстаивает свои интересы, в том числе и касающиеся Косова. По крайней мере, к её позиции не прислушиваются не только в США и Евросоюзе, но и в ООН, где вроде бы должны занимать объективную позицию. Так, накануне начала слушаний по Косову Мария Окабэ, пресс-секретарь главы ООН Пан Ги Муна, сообщила, что, по мнению генерального секретаря этой организации, «дальнейшая неопределённость статуса Косова грозит нарушить достигнутую в крае стабильность». Получается, Пан Ги Мун не только выступает за скорейшее предоставление независимости Косову, но и полагает, что нынешняя ситуация в крае, этнически очищенном от неалбанцев, вполне благополучна.

Иными словами, неоднократные заявления российского президента и главы внешнеполитического ведомства о недопустимости односторонних решений по Косову всерьёз не принимаются. Судя по всему оттого, что за ними не видно никакой решимости к действиям.

Надо отметить, что вялая позиция России во многом определяется ещё более вялым поведением высшего руководства Сербии. А ведь всё-таки Сербия, а не Россия, в случае независимости Косова теряет 15% своей территории. Признание независимости края коренным образом противоречит конституции Сербии, где оговорено, что Косово и Метохия является неотъемлемой частью государства.

Между тем, прозападные сербские руководители также ограничиваются лишь заявлениями, рассчитанными скорее только на внутреннее потребление, так как подавляющее большинство сербов против потери Косова. Президент Сербии Борис Тадич в минувшую пятницу вновь говорил о неприемлемости плана независимости Косова (причём делал это в ходе встречи с нынешним представителем ЕС по внешней политике, генсеком НАТО времён бомбардировок и одним из главных разрушителей Югославии Хавьером Соланой). Но тут же добавил, что «не стоит недооценивать способности Белграда к компромиссу». А сербский министр иностранных дел Вук Еремич уверяет, что Сербия прислушается к любым рекомендациям СБ ООН, одновременно исключая возможность отделения Косова.

В возможности сколь угодно серьёзного компромисса со стороны сербского руководства, стремящегося любыми средствами достигнуть вступления Сербии в Евросоюз, Запад, похоже, не сомневается. А вот средства, с помощью которых Сербия могла бы добиться юридического сохранения Косова и Метохии, сербскими властями не обозначаются. Помимо, пожалуй, надежд не вето России при голосовании в СБ ООН.

Но, в конечном счете, и вето ничего не решает. «Попытки ряда государств провозгласить независимость Косова и Метохии, используя международные механизмы, не имеют никаких международно-правовых оснований и являются грубейшим нарушением основополагающих принципов современного международного права» — это одно из положений заявления Российской ассоциации международного права, заседание которой проходило на прошлой неделе.

Очевидно, речь здесь идёт уже не только о вероятном решении СБ ООН, но и о возможном одностороннем признании независимости Косова. Об этом в последнее время много говорится представителями разных государств и самими косовскими албанцами. Конечно, такое одностороннее признание не даёт юридической независимости, её может предоставить лишь ООН. Однако опыт подсказывает, что в случае свершившегося признания Косова странами Евросоюза и США решимости России отстаивать свою позицию поубавиться.

Таким образом, политика шантажа со стороны косовских албанцев и резких, пусть и противоречащих международному праву, заявлений европейских и американских политиков оказывается куда как более перспективной, нежели политика «компромисса» и постоянных уступок со стороны Белграда и не слишком активная позиция России.

Екатерина Польгуева

"Советская Россия" 11.07.2007


Главная         Биография         Статьи            Акции           Искусство           Форум         Гостевая        Ссылки            

 

Сайт создан в системе uCoz