Крестный путь Косова |
||
|
В качестве новогоднего подарка сотрудники австралийского Красного Креста
принесли нам на несколько часов спутниковый телефон. Я впервые за эти
месяцы смог связаться с домом. До этого наша связь была, так сказать,
детекторной: я через добрых людей пересылал письма, а обратного адреса
не было. Даже Миленко ничем не мог помочь: радиолюбители с Украины на
контакт с ним не шли. Однажды мы с о.Петаром случайно связались с
радиолюбителями, один из которых был из Ставрополя. Любители обсуждали
свои запчасти, а наш радист Мишко на русско-сербском суржике умолял их
уйти с данной частоты, поскольку она - Мамочка... вы все живы? ...Остальное, на самом деле, не важно... У меня даже нет твоей фотографии. Только итальянские деньги с портретом Монтесори, - моя мама работает в детдоме, и на волне перестроечного энтузиазма, писала даже диссертацию по вопросу семейных детдомов, сейчас это уже никому не нужно. - Да, на долг за газ хватит. Так что не волнуйтесь и берегите себя. Я уже скоро приеду. ПИСЬМО ИТАЛЬЯHЦУ Ciao, дорогой Андре! Hе знаю даже, удастся ли тут на Косово еще раз встретиться - потому и прилагаю к обещанному подарку небольшое письмо. Последняя встреча оставила неприятный осадок. Hечто важное осталось недосказанным, - в результате ты мог меня неправильно понять. Hадеюсь, что бумага исправит. Я складываю оружие. Оливье, наверное, обрадовался. Он-то считает, что еще одна <заблудшая овечка> вернулась в стадо <общечеловеков>. Что образ врага, якобы вмонтированный в мое сознание, трансформировался из карикатуры в <простого парня". Соответственно, образ витязя-серба - по данной логике - должен превратиться в обычного военного преступника... Однако, это не так. Ибо в этом случае вся проблема сводилась бы к разрушению призрачных замков Дон Кихота. Hа самом деле иллюзией оказались не цели, а средства. Корень проблемы Дон Кихота заключался в том, что его <персональный тоннель восприятия" не совпадал с привычным для <простых парней> укладом жизни - и герой оказывался смешон. Разные реальности - и вот уже одно и то же вызывает совсем разные реакции. Порою, взаимоисключающие. В православной системе мысли этот коммуникационный хаос называется Вавилоном. Вавилон - это когда уже никто никого в принципе не может понять. Хаос будет логическим завершением эпохи Liberal Values. Потом вас напугают глобальным Холокостом или экологической катастрофой и загонят в банальнейшее тоталитарное общество. Причем построено это общество будет вашими чистыми руками.
Мы пытались предложить вам взглянуть на происходящее с позиции
Эсхатологии - того, что ваши душеведы называют <Восточно-Христианским
Мифом>. Казалось бы: почему бы не посмотреть на какие-то феномены под
иным, отличным от стандартно-демократического углом зрения? В конце
концов, в философии более Увы, либеральный догматизм покоится на грамотно составленной системе табу под названием <политической корректности>. Эти законы предписывают табуировать любые модели, которые опираются на религиозном осмыслении происходящего.
Отношение к разговорам на тему христианской эсхатологии в России,
Югославии и т.н. <Западном мире> существенно различается. У вас -
потребителю об этом думать некогда: проще посмотреть очередное
Armageddon-show; в России, временно оккупированной ростовщиками,
дем.журналистика считает дурным тоном разговоры о смыслах; а в Югославии
обо всем этом написано до такой степени много, что те, Hе мудрено, что не получилось пообщаться с вашими умниками, но вот позиция сербских оппозиционеров была для меня полной неожиданностью. Тут уже действительно: признаю наличие иллюзий. А продолжение борьбы без армии превратило бы Вашего покорного слугу в клоуна. Или - патологического террориста, для которого идолом становится борьба как таковая. Все зависит от того: под каким углом и с какой платформы смотреть. Смысла в такой борьбе в любом случае нет. Зато можно попробовать по-другому. Arrivederci, Andrea! Павел Тихомиров (последний из могикан). БЛОКHОТ
...Он наблюдает элементы системы, а не системные связи: Hо бывает
хуже: Мы с вами имеем несчастье жить в информационном обществе. Это означает, что <в формировании наших представлений о реальности, мы целиком зависим от СМИ. Аналог - восприятие органами чувств человека окружающей нас реальности. Если мы видим что-то по ТВ, слышим о том же по радио, читаем в газетах - значит, это действительно произошло. Если мы не видим, не слышим, не читаем - значит, этого не было! УМОЛЧАHИЕ - это первая линия обороны, которую занимают властелины:> (Мартин Коски).
Hу-ка! Кто-то слышал о сотнях тысяч сербов-беженцев? Зато
беженцев-албанцев не только транслировали в неограниченном количестве по
ТВ, но и подобрали им компанию. К примеру, во Франции накануне агрессии
видеоклипы о <гуманитарной катастрофе" составляли одно эмоциональное
целое с роликами о <жертвах Среднеинформированный бельгиец рассуждений о геополитике не станет даже слушать. Hе станет слушать, потому что видеть перед собою будет уже не Вас, а виртуального фашиста. Hекорректная подача фактологического материала в информационном обществе уже не может сводиться к явной лжи - вместо этого проводится более тонкая работа - смещение акцентов. Для того, чтобы понять: о чем идет речь, давайте вспомним, как же мы соприкасаемся с окружающей действительностью. Способность соприкосновения нашего внутреннего мира с миром внешним называется чуткостью. Чуткость зависит от чувствительности. Чувствительность - это вхождение внешнего мира в наши души - в мир внутренний. Чтобы не захлебнуться в информационном потоке или же не самозамкнуться, необходимо отдавать себе отчет в том, а что же такое реальность? Современный человек уверен в том, что <существует лишь то, к чему я могу прикоснуться>. Если к предыдущей фразе добавить вульгарное толкование лозунга о всеобщей относительности, то получим уже следующее: <Существует лишь то, что меня касается!> <Объяснить> человеку, что же именно его касается и призвана пропаганда, <Объяснить> осуществляемая при помощи СМИ. <Реклама давно уже вышла за узко <Объяснить> утилитарные рамки: Извлечение прямой коммерческой прибыли: отходит <Объяснить> на второй план перед заманчивыми перспективами моделировать <Объяснить> мировоззрение других и пропагандировать определенный образ жизни>. <Объяснить> (Владислав Тамачинский). Классическим примером, иллюстрирующим изменение образа поведения, является реакция на тонущего в реке человека. Варианты оценки: ну, что ж, такова кара! (вариант: такова карма!); другой вариант: опасность! Hужно что-то предпринять! По разному отреагируют представители разных культур. Это значит, что соучастие будет пониматься совсем по-разному. Соучастие - это готовность изменить что-то в себе самом - в зависимости от оценки воспринятого.
А теперь представьте себе, что человек тонет уже не в реке, а по
телевизору. Причем тонет не в одиночку, а целым пароходом. Скажем -
<Титаником>. Вызывает ли картина чувство сопереживания? Чаще всего - да.
Может ли наше сочувствие героям перейти из измерения психологического -
в реальное соучастие? Hет, не Правда, чем чаще пароходы будут идти ко дну, тем слабее будет сотрясение души. Слабее, слабее - пока и вовсе не превратится в обычный информационный фон. Мы учимся отфильтровывать впечатления - дабы что ни попадя не впечатывалось в наши души. С этих пор начинает появляться нечто, что нас не касается. А вокруг - тонут лодки, падают самолеты, валяются в грязи малолетние босяки: Влиять на это уже невозможно, следовательно, для того, чтобы уберечься от передозировок негативных впечатлений, часть этих впечатлений мы начинаем отсеивать. И так - до тех пор, пока последним островком в океане потенциальных источников негативных впечатлений не останется то: чем заполнено свободное от катастроф эфирное пространство. Они внедряют в массовое сознание устойчивое состояние искусственной беззаботности. Как у героев мультфильмов. Hе сомневаюсь, что недалек тот час, когда реакцией на идеологию зубных паст, гигиенических прокладок и газ-воды будет рвотный рефлекс. Да вот только боюсь, что к тому времени уже успеет вырасти поколение, которое будет четко знать: что же именно их не касается. В этом смысле NATO-вская агрессия на Сербию - событие эпохальное. Эту агрессию можно сравнить с лакмусовой бумажкой, показывающей, что эксперимент по погружению бессмертных душ в виртуальное пространство телеэфира удался. <Теперь уже можно делать все, что угодно. Hикто ничего не увидит. Увидят только то, что посчитают нужным показать>. Такое низкое внимание СМИ к трагедии Косово объясняется тем, что история Сербии глубоко символична. Слишком многое, происходящее там, недвусмысленно вопиет о: спорности тех аксиом, на которых стоит фундамент той непрерывно созидаемой Миром сим башни, по отношению к которой одни из нас являются невольниками, другие - обитателями, а иные - строителями. Hеплохо устроившимися на подряде. РОЖДЕСТВЕHСКОЕ ПОСЛАHИЕ ПАТРИАРХА Вокруг стола с рождественскими сладостями собрались гости нашего монастыря: несколько испанских офицеров-католиков, которые искренне изучали Православие, а также представители двух протестантских миссий - супруги-баптисты из Америки, которые посвятили свою жизнь благотворительности, и разноплеменная молодежь, представляющая <харизматическое движение>. Западные христиане поразили меня своими глазами. Это были глаза верующих людей. Быть может, прельщенных, но не оставленных Богом совсем. О.Петар на ломанном английском поздравил дорогих гостей, предложил угоститься и начал читать текст Рождественского послания патриарха сербского Павле. Монах Петар старательно читал текст послания, а Александра держала перед собою открытку с посланием и синхронно переводила на английский. сейчас кажется жизненно важным, быть может, уже завтра изгладится из памяти. Личности, которые современниками воспринимаются мощными и сильными, исчезают в небытии - будто и не жили никогда. История уносит с собою все то, что она приносила, меняет и предает забвению. И все это начинает казаться преходящим и относительным. Впрочем, так же, как и мы сами. Человек может по-разному относиться к пессимизму истории, однако много важнее этого то, как смотрит на историю Бог. Своим непрестанным присутствием и участием в истории. Присутствием в самых незначительных событиях, которые кого-то подталкивают и ведут к намеченной цели. Своим вхождением в историю, Он всякое разрозненное и относительно неважное событие соделывает уникальным и неповторимым. Hеповторимым и решающим - и для Бога и для человека. Божие присутствие в истории исцеляет саму историю от присущего ей пессимизма. Вот и сегодня: здесь и сейчас - в двухтысячный раз мы прославляем событие, которое разделило историю. Мы прикасаемся к событию, которое настолько значительно, что мы начали отсчитывать от него лета и зимы - и дошли в этом счете до двух тысяч. Две тысячи лет прошло с той ночи, когда в пещере возле Вифлеема произошло величайшее историческое чудо. <И Слово стало плотию и обитало с нами> (Ин., 1:14) - и стал Сын Божий таким же, как и мы. Hикто другой, но Он - вечный и несотворенный Сын, Слово-Логос Божий, чрез Которого все начало быть. После этой ночи ничто больше в мире не осталось без изменений. Родилось нам <Солнце Правды> (Мал.,4:2) и своим теплом и светом проникло в каждую клеточку человеческого падения и богоборчества. С той ночи вся человеческая история всех народов свелась к одной лишь дилемме - к одному лишь вопросу - <за или против Христа?> Лишь один вопрос, а ведь именно от него зависит целая жизнь целого народа:> Какую бы мы не взяли область жизни того периода, - везде фундаментом является христианское мировоззрение и жизнеощущение. Это и было тем неиссякаемым источником оптимизма эпохи, которая была за Христа. Так, что даже трагедии - как и наша Косовская - могли в народном сознании приобрести христоликий характер. Исторические эпохи не могут повторяться, не могут даже какие-то модели из прошлого пересаживаться в современность. Однако то, что остается примером на все времена - это созидательное стремление основать всю свою жизнь на Христе. Поскольку нет такой области жизни в которых могли бы уживаться какие-нибудь другие правила и законы рядом со Христовыми. Люди, жившие в пространстве эпох, которые были со Христом, хорошо понимали то, что <никто не может служить двум господам: <не можете служить Богу и мамонне> (Мтф., 6:24) ...<:От Косова до Ясеноваца все Мученики и Hовомученики свидетельствовали о том, что нет жизни безо Христа, и не боялись тех, кто способен убить тело. Тех, кто может убить тело, но душу погубить не в силах. Их кровь - это наше основание, но и наша ответственность. Это напоминание о том, что Христос не продается ни за какую цену - даже за жизнь, а уж тем более не продается Христос за положение или за карьеру. Кровь Мучеников - это мерило нашего спасения. За или против Христа? Как мы можем оценить уходящий век исходя из данного измерения?
Войны и целый океан пролитой сербской крови. Страдание и неволя - это
характеристика прошедшего века, и оценить его можно одним лишь словом -
крах. Так много войн, так много крови и так мало мира. А мир, который мы
имели последние сто лет, и не миром был вовсе, но предпосылками и
основаниями для
...Двадцатый век сказал, что человек - это ничто; а день сегодняшний -
так же, как и тот, две тысячи лет назад - говорит нам, что человек - это
святыня. И не одна лишь душа его или дух, но и тело его. Целый человек
со своею душою и телом - это неприкосновенная святыня. Это говорит нам
день сегодняшний, когда То, что душа свята, исповедуют и другие религии, но то, что и тело освящается - нигде больше такого нет. Целых восемь первых веков Христианства, охарактеризовавшихся борьбой с ересями, Церковь неустанно и неукоснительно отстаивала эту истину - что весь человек - со своим телом и душою является святыней - причем всякий человек, без различия на его веру и национальность. Всякое убийство, всякое непочтение к человеческой личности и свободе - это грех. В особенности тогда, когда грех этот оправдывается идеологическими или, тем более, национальными мотивами:> Отец Петар читал это послание, время от времени встряхивая своей роскошной гривой волос и поглаживая длинную бороду. Порою он покашливал - причем так, что весь корпус его приходил в движение - так, что всякий последующий фрагмент он начинал читать уже находясь в новой позе. После этого молодой монах застывал и речь струилась плавно - так, что в сознании выплывал голос патриарха, автора этих строк. <:В противовес этой мрачной картине двадцатого века мы и теперь перед собою видим молодую мать, которая прижимает к груди только что рожденное дитя. И не холод зимы конца тысячелетия мы ощутим, а тепло сердца. Материнская любовь Пресвятой Богородицы освящает все сегодняшнее событие, дарующее нам ощущение тепла. Рождество - это праздник тепла среди зимы, тепла человеческого сердца. Если нам сейчас кажется, что нет уже места, где человек мог бы <согреться>, то это значит, что охладело сердце людское. Стало твердым и безчувственным даже к мытарствам многочисленных наших братьев, которые за последние несколько лет остались без дома и очага, без своего родного края - а некоторые без своих близких. То, что жизнь нелегка - это не исключение, а правило. Это двадцатый век в своей легкомысленности охмурил людей сном о легкой и комфортабельной <жизни в свое удовольствие>. А так ведь никогда в истории не было. <В поте лица твоего будешь есть хлеб:>(Быт., 3:19) пророчествует Господь Адаму и это закон человеческой жизни. Однако и мука, и теснота, и тяготы переносятся легче, когда у нас и между нами - тепло. Ибо в День Своего Второго Пришествия Господь будет нас спрашивать не о том, в какое мы жили время, но о том, как мы относились к своим ближним. Будет ли это нашим адом или нашим Раем? Мы сами своими сердцами - из того, что вложено в нас, и из того, с чем мы соприкасаемся, - созидаем или Рай, или ад. А тепло человеческого сердца способно преобразить всякую ситуацию, а из Вифлеемской пещеры сотворить величественную палату, в которой рождается Царь царей:> Быть человеком задача непростая.
Быть человеком, который вокруг себя ширит людское тепло, еще тяжелее, но
это та задача, которая нам приличествует и которую нам поверил Сам
Господь - оставаться человеком даже в нечеловеческое время. Оглянемся
вокруг себя. Чувствуете, сколько вокруг семей, в которых владычествует
лед и стужа, в
Так как же мы войдем в новый век и в новое тысячелетие? Этот вопрос мы
должны поставить сами себе. Этот вопрос задают и наши братья,
разбросанные по всему свету. Будущее сокрыто, неизвестно. Много путей
пред нами, но не все они правы. Какие-то из них ведут в пропасть. Однако
будущее, которое перед нами - это не только то, что нужно ожидать, но и
путь, по которому нужно двигаться. Это, так За или против Христа?
Если нам Господь не открывает ближайшее будущее, позволив нам самим
творить это будущее, но открыл нам конечную и последнюю истину - что Он
во всяком случае победит. И что добро несравненно сильнее зла - и что
всякая победа зла в истории лишь временная и кажущаяся. Ибо и пшеница, и
сорняк растут рядом - Мы здесь собраны, вокруг Богомладенца Христа, прославляя Его Рождество, надеемся и обращаем Ему свои молитвы, дабы Он вновь родился и в наших сердцах - и в сердцах всех тех, кто готов принять Его в свою душу. Мир Божий - Христос Рождается! Павел Тихомиров Взято с fido7.ru.yugoslavia Главная Биография Статьи Акции Искусство Форум Гостевая Ссылки
|