Он был героем...
Венец памяти
Общение
|
В Москве 13 февраля в помещении Всероссийской государственной библиотеки
иностранной литературы (ВГБИЛ) состоялось представление уникального
альбома «Косово: Православное наследие и современная катастрофа»*. Автор
книги и ее составитель - директор Научного центра восточно-христианской
культуры, известный искусствовед Алексей Лидов.
«Эта книга, - говорит автор, - вызвана к жизни событиями, происходившими
в крае Косово и Метохия с 17 по 19 марта 2004 года, когда в течение трех
дней там были полностью или частично разрушены 35 христианских храмов.
После Второй мировой войны это самая большая в Европе культурная
катастрофа, случившаяся в «мирный» период, когда край находился под
управлением администрации ООН и под охраной батальонов НАТО. Всего с
начала бомбардировок Сербии в 1999 году, согласно максимально полному и
уточненному на сегодняшний день списку, разрушениям подверглись 143
церкви и монастыря Сербской Православной Церкви на территории Косово и
Метохии».
В апреле 2004 г. А. Лидов в качестве эксперта комиссии ЮНЕСКО описывал
последствия погромов православных храмов. Книга содержит самую полную на
сегодняшний день информацию о памятниках сербской культуры в Косове и
Метохии, как разрушенных, так и тех, которым угрожает уничтожение со
стороны албанских экстремистов.
Книга состоит из трех частей.
Первая часть - «Наследие» - написана одним из самых авторитетных в мире
специалистов по средневековой культуре Косова профессором Принстонского
университета (США) Слободаном Чурчичем.
Во вторую часть - «Катастрофа» - издатели включили каталог 143 косовских
памятников, разрушенных с 1999 года, а также подборку документов,
начиная с отчетов таких международных организаций, как ЮНЕСКО и Human
Rights Watch. Здесь же размещены меморандум Сербской Православной
Церкви, сообщения корреспондентов с мест событий, свидетельства
очевидцев.
Третья часть книги - «Памятники» - это самый полный на сегодня каталог
всех православных памятников Косова (более 2 тыс. названий), которые
когда-либо были известны, в том числе и разрушенных.
Директор издательства «Индрик», в котором вышел альбом, Кирилл Вах
отмечает, что издание было задумано не как «книга по искусству» или
«каталог утрат». Эта книга - предупреждение о том, к чему приводит
«новая форма решения геополитических задач, когда у народа пытаются
изъять духовную составляющую... и таким образом вытеснить его с исконной
территории». Однако более чем спорным представляется тезис К.Ваха о том,
что в процентном отношении людей в Косовском конфликте погибло гораздо
меньше, чем памятников. Например, за период военного конфликта в Косове
и после ввода сил КФОР только без вести пропавших граждан сербской
национальности насчитывается более 1 тысячи человек!
Алексей Лидов искренне недоумевает по поводу того, что «в центре Европы,
в начале третьего тысячелетия разразилась крупнейшая после Второй
мировой войны культурная катастрофа, и об этом почти никто не знал!».
Если об уничтожении талибами статуй Будды в пустынном районе Афганистана
неделями громогласно оповещали мир все ведущие западные СМИ (шла
информационная подготовка к американскому вторжению в Афганистан), то о
том, что в центре Европы гибнет памятник мирового значения - храм
Богоматери Левишки в Призрене, никто и знать не хотел.
Алексей Лидов говорит, что представленная книга - прорыв информационной
блокады. Здесь необходимо уточнение: нужно добавить, что сербам еще в
2001 году удалось выпустить скромный цветной альбом «Распятое Косово:
Оскверненные и уничтоженные православные сербские храмы и монастыри
Косова и Метохии (июнь 1999 - май 2001 г.)», Призрен; Грачаница, 2001. В
издании указывалось, что только за период 1999 - 2001 годов было
повреждено или полностью уничтожено более 150 исторических и культурных
объектов в Косове и Метохии.
В связи с положением сербов в Косове и тотальным уничтожением сербского
культурного наследия важно подчеркнуть, что подобная - вполне
планомерная - практика приобрела невиданный размах именно после ввода в
Косово международного миротворческого контингента КФОР. Оценивая
значение этого факта, Е.А.Бондарева справедливо писала: «Повышенная
агрессивность албанцев-косоваров в последнем конфликте не должна
рассматриваться как черта, имманентно присущая всей нации, и может
объясняться наплывом в Косово уголовных и прочих девиантных элементов со
всей Албании. Кроме того, важно учесть, что если для сербов Косово -
святая, политая кровью и потом земля, колыбель сербской
государственности, то для албанцев весь этот «комплекс сакральных
традиционных ценностей» оказывается ненужным и подлежит искоренению в
первую очередь».
Не далее как 10 февраля 2007 года албанские экстремисты, недовольные
недостаточной «радикальностью» плана Ахтисаари, устроили массовые
беспорядки в столице Косова Приштине. Лозунгами демонстрантов были
"Уничтожь все сербское!" и "Сербы оккупировали албанские церкви и
монастыри". Представитель сообщества сербских общин в Косове Марко Якшич
считает, что демонстрация албанцев в Приштине - это попытка повторения
сербских погромов 17 марта 2004 года: "...у меня сложилось впечатление,
- говорит он, - что этот случай спланирован, чтобы показать, что будут с
теми, кто против независимости Косова. Все это показывает, что станет с
сербами в Косове, когда оно получит независимость. Пусть теперь после
всего этого отдельные сильные мира сего почешут голову и хорошенько
задумаются".
Ту же мысль, выступая на презентации альбома, высказала и руководитель
Центра по изучению современного балканского кризиса Института
славяноведения РАН Е.Ю. Гуськова. По ее мнению, независимость для
албанцев-косоваров приведет к полному уничтожению православной культуры
Косова. «Возможно, эти руины, - заметила Е.Ю. Гуськова, отмечая особое
значение представленной книги, - больше никогда уже не будут доступны, а
через несколько лет и руин не найдешь». Она же подчеркивает, что если
специальная комиссия ООН подарит албанцам независимость Косова, это
будет «приговором» для сербского населения края, которое сейчас живет в
резервациях за колючей проволокой. «Эта книга всегда будет напоминать о
2004 годе. Сейчас решается судьба Косова. Волнуются все. Прослеживаются
идеи, что Косово получит независимость. Албанцам обещана независимость.
Только жесткая позиция России и Белграда может отсрочить дату
независимости».
Удивило выступление на презентации директора ВГБИЛ Е.Ю. Гениевой.
Полагая, вероятно, что убийц и изуверов можно перевоспитать
преподаванием им истории искусства, Гениева отметила, что с книгой
должны ознакомиться не только влиятельные представители властных
структур и международных организаций, но и широкие слои читателей в
России, неравнодушные к судьбе сербского народа и его культуры, и тут же
заговорила о «толерантности», «национальной терпимости», «кавказцах и
ксенофобии». Чем вызывается такой скачок мысли, уводящей в сторону от
преступлений в Косове, становится ясно, если вспомнить, что Гениева
долгое время трудилась во главе российского Фонда Сороса.
Думается также, что и сожаление Е.Ю. Гениевой по поводу того, что на
презентацию книги не приехали приглашенные послы западноевропейских
стран, было излишним. Все понимают, что для западных дипломатов гораздо
важнее судьба статуй Будды в Афганистане, чем памятники враждебной им
православной цивилизации в сердце Европы. Больше того, я рискну
предположить: очисти албанцы Косово и Метохию от самых последних следов
православной цивилизации, Запад вздохнул бы с заметным облегчением. Не
случайно пик разрушения сербских памятников пришелся на пребывание в
Косове сил КФОР.
В частных беседах участники презентации были откровенны. По их мнению,
лейтмотивом презентации стал реквием по Косову и Метохии. Не было
сказано НИ ЕДИНОГО СЛОВА о том, что же все-таки требуется сделать для
спасения уцелевших православных памятников - центров сербских анклавов.
Будет ли на высоком уровне поднят вопрос об ответственности за
разрушение памятников сербского исторического наследия в Косове?
Почему не привлекаются к ответственности лица, непосредственно
участвовавшие в разрушении памятников?
Почему – даже после Мюнхенской речи В.В. Путина – молчит об
ответственности за преступления против христианского культурного
наследия официальная Москва?
Не было сказано на презентации книги ни слова об ответственности
Временной администрации и КФОР. А ведь именно под прикрытием натовцев
албанские экстремисты почувствовали полную безнаказанность. Не
возбуждено ни одного уголовного дела по факту вандализма. Пока в крае
находилась югославская армия, экстремисты боялись действовать столь
вызывающе.
Демонстративное отсутствие на презентации книги «Косово: Православное
наследие и современная катастрофа» послов западноевропейских государств
- лучшая иллюстрация того, как Европа относится к сербам и Косову, и что
ждет этот сербский край после провозглашения независимости. Хочется этим
послам европейским забыть пригороды Парижа в огне, взрывы в Лондоне и
Мадриде. Да только дадут ли им забыть?
Саранче все равно, что пожирать. При таком отношении нынешней Европы к
части ее собственного христианского наследия дойдет - обязательно дойдет
- очередь и до Нотр Дам де Пари.
В каталоге «Распятое Косово» Патриарх Сербский Павел писал: «Мы
надеемся, что фотографии разрушенных и оскверненных православных храмов
пробудят совесть у тех людей, которым по силам предотвратить
преступление. Мы надеемся, что все те, кто восстал против горя одних, не
останутся лишь пассивными наблюдателями происходящей у них на глазах
беды других».
Тогда, когда прозвучали эти слова, мартовские погромы 2004 года были еще
впереди... Мир не услышал, не вздрогнул, не перевернулся...
________________________
* Косово. Православное наследие и современная катастрофа.
Редактор-составитель Алексей Лидов. М.:Индрик, 2007. - 356 с.; ил. ISBN
5-85759-394-8 Тираж 1000 экз.
Михаил ЯМБАЕВ
Фонд стратегической культуры
19.02.2007
Главная
Биография
Статьи
Акции Искусство
Форум Гостевая
Ссылки
|